• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессиональные (карьерные) траектории

В НИУ ВШЭ введена гибкая система профессиональных (карьерных) траекторий с особыми механизмами отбора, стимулирования и оценивания работников. Задачи университета становятся все сложнее и разнообразнее, и кроме академических работников, имеющих научные достижения, ему требуется все больше практиков неакадемического профиля. Кроме того, сохраняется потребность в привлечении квалифицированных преподавателей, которые не всегда имеют научные достижения. Поэтому, наряду с академической карьерной траекторией, введены два типа карьерных профессиональных траекторий: практико-ориентированная и образовательно-методическая.

Академическая траектория: принадлежность определяется ведением преподавательской деятельности, в которой активно используются результаты исследовательской работы, наличием регулярной исследовательской деятельности, высоким уровнем научной публикационной активности, участием в академических конференциях, работой с аспирантами.

Образовательно-методическая траектория: принадлежность определяется обеспечением преподавания учебных дисциплин на высоком уровне, активной учебно-методической работой и/или проектной работой со студентами, методической и технической поддержкой учебных курсов (в том числе, онлайн курсов).

Практико-ориентированная траектория: принадлежность определяется осуществлением преподавательской деятельности, в которой активно используются результаты практической деятельности, наличием практического опыта, организацией проектной работы, связанной с прикладными исследованиями и экспертно-аналитической деятельностью, а также разработкой новых продуктов, наличием текущей или прежней работы вне академической сферы, консультативной или экспертно-аналитической деятельностью, проведением прикладных исследований, разработкой новых продуктов.

Ядром требований к работникам на академической траектории является публикационная активность в части научных публикаций. Критерии оценивания для  образовательно-методической и практико-ориентированной профессиональных траекторий разработаны профильными кадровыми комиссиями и утверждены учеными советами факультетов/филиалов. 

Для всех профессиональных траекторий есть общие базовые требования и возможности, и есть дифференциация по требованиям и возможностям для каждой из траекторий.

Преподаватель НИУ ВШЭ может уточнить данные по установленной профессиональной траектории в профиле Единого личного кабинета по ссылке : https://lk.hse.ru/profile . Данные размещены в разделе "Участие в кампании по академическим надбавкам". В случае обнаружения некорректных данных необходимо обратиться в профильную Службу технической поддержки.

Общая концепция

Документ описывает концепцию построения и институционализации дифференцированных профессиональных траекторий для работников Высшей школы экономики. Предложены три основные траектории: академическая, практико-ориентированная и образовательно-методическая. Каждая траектория предполагает особый подход к отбору, стимулированию и оцениванию работников, что позволяет учитывать разнообразие видов деятельности и профессиональный опыт сотрудников. Для каждой профессиональной траектории предусмотрена собственная карьерная линейка, позволяющая двигаться вверх по должностной лестнице, получать почетные статусы и продвигаться административно. Работники имеют возможность выбирать свою профессиональную траекторию добровольно, и переход между траекториями регулируется внутренними правилами.

Положение о профессиональных траекториях профессорско-преподавательского состава Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Данное положение направлено на создание прозрачной и гибкой системы профессионального развития сотрудников вуза, позволяющей учитывать индивидуальные особенности и предпочтения каждого преподавателя. Система профессиональных траекторий введена в соответствии с программой развития НИУ ВШЭ и охватывает три основные траектории: академическую, образовательно-методическую и практико-ориентированную. Каждая траектория имеет специфику требований к виду деятельности, объему нагрузки и механизму стимулирования. Например, академическая траектория предполагает большую долю исследовательской деятельности, тогда как практико-ориентированная требует опыта работы вне образовательного сектора. Для каждой траектории установлены обязательные (инвариантные) и дополнительные (вариативные) критерии, включающие количество публикаций, опыт практической работы и другие показатели эффективности. Преподаватели выбирают свою траекторию при трудоустройстве или конкурсе ППС, решение утверждается руководством университета. Возможен переход на другую траекторию путем подачи соответствующего заявления.

Интервью первого проректора НИУ ВШЭ В.В. Радаева "Траектории роста"

Процедура установления и изменения профессиональных траекторий ППС НИУ ВШЭ 

Критерии оценивания для академической траектории

Ядром требований к работникам на академической траектории является публикационная активность в части научных публикаций. Необходимо соответствовать одному из четырех  вариантов

Критерии оценивания для образовательно-методической и практико-ориентированной траекторий

Критерии оценивания для  образовательно-методической и практико-ориентированной профессиональных траекторий разработаны профильными кадровыми комиссиями и утверждены учеными советами факультетов/филиалов 

Карьерный рост

Для каждой профессиональной траектории выстраивается своя карьерная линейка. При этом три карьерные траектории по возможности синхронизируются.

Базовые сравнительные требования и возможности работников на разных профессиональных траекториях

Для всех профессиональных траекторий есть общие базовые требования и возможности, и есть дифференциация по требованиям и возможностям для каждой из траекторий.

Установление профессиональной траектории

Преподаватель указывает свои приоритеты по траектории при приеме или прохождении конкурса/аттестации ППС, подтверждая фактическими данными и показателями свой выбор

Переход на другую профессиональную траекторию

Стимулирующие инструменты